Эпиграфом к этой выставке мог бы стать отрывок из стихотворения Владимира Корнилова об Анне Григорьевне Достоевской:
Этой отваги и верности
не привилось ремесло –
больше российской словесности
так никогда не везло…
Или слова, сказанные Марии Семёновне Валентином Распутиным в 2003 году: «Эх, как нужна писателю-литератору нашей породы баба-жена, знающая о своём мужике больше, чем он сам о себе знает, помогающая ему и уходить в засаду и выходить из засады в той безжалостной „общественной“ жизни, которая нас окружает! Как мало таких было, а теперь не станет и вовсе! Эх, да что говорить!»
Или, наконец, русская поговорка о жене Марье из словаря Даля, которую любил вспоминать Виктор Петрович. И позже мы дадим ему эту возможность.
Безусловно, М. С. Корякина-Астафьева занимает достойное место в ряду писательских жён. Она была так же глубоко вовлечена в литературные дела мужа, как упомянутая Анна Григорьевна – в дела Фёдора Михайловича. Она, подобно Софье Андреевне Толстой, сама писала прозу. Она так же ревностно, как Надежда Яковлевна Мандельштам (какие разные по темпераменту женщины!), относилась к памяти о муже и после его смерти вела очень закрытый образ жизни. Или вспомним Габриэля Гарсиа Маркеса, который прожил со своей Мерседес Барча 56 лет. Столько же длился брак Астафьевых, и в течение этих долгих лет Виктор Петрович, как, впрочем, и Маркес, не всегда был на высоте положения.
Хочется поговорить не только о жене писателя Виктора Астафьева, но о Марии Семёновне Корякиной вообще. О дочери, сестре, матери, участнице Великой Отечественной войны, литераторе. О женщине, которая, между прочим, любила путешествовать, читать журнал «Иностранная литература» и смотреть мексиканские сериалы. О человеке с безупречной репутацией, прожившем честную, красивую и долгую жизнь. 105-летие со дня рождения представляется нам подходящим поводом дать слово самой Марии Семёновне, её родственникам, подругам, соратникам и, конечно, мужу.
Красноярский краевой краеведческий музей представляет виртуальную выставку «[Не]просто Мария», состоящую из нескольких сотен архивных документов и фотографий из фондов музея, большей частью публикующихся впервые. Автобиографические повести «Земная память и печаль» и «Знаки жизни» – изданные, но труднодоступные для читателей – цитируются по черновым вариантам из фондов. Хроника, состоящая из фрагментов рукописей, черновиков, писем М. С. Корякиной-Астафьевой и людей из её ближайшего окружения, позволит читателю проследить её жизненный и творческий путь, посмотреть на неё с разных точек зрения. Метод монтажа не нов: известна классическая работа Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» (1926); в 2011 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография Юрия Гагарина, которую, руководствуясь тем же принципом, написал Лев Данилкин.
Мария Семёновна, не раз и не два отвечая на вопрос «Описывал ли вас Виктор Петрович в своих произведениях?», говорила, что нет, но, наверное, опишет, когда другие темы в литературе закончатся. Это не так. Она стала прообразом Женяры Белоусовой из повестей «Так хочется жить» и «Обертон», жены главного героя повести «Весёлый солдат» Марии. В этой повести всё семейство Корякиных: родители, братья, сёстры. Тётя Тося из рассказа «Курица – не птица» – это тётя Тася, Анастасия Андреевна Логинова, любимая тётя Марии Семёновны. В рассказе «Разговор со старым ружьём» мы видим её крёстных Серафиму Андреевну и Алексея Ефимовича Ходырева. Создавая образ Маркела Тихоновича Чащина, тестя главного героя романа «Печальный детектив», Виктор Петрович наверняка вспоминал своего тестя Семёна Агафоновича, которого очень любил. Всех этих людей (и не только их) вы встретите в нашей хронике.
Почему же – непросто Мария? Потому что у неё много имён. А какие это имена – вам расскажет выставка.
история
1/ Миля
Дочь, сестра
2/ Маша
Подруга, старший сержант
3/ Маня
Жена, мать
4/ МарСем
Писатель, личность
[Не]просто Мария ↗
Главная страница
Почему непросто? ↗
О выставке
Основные даты жизни и творчества ↗
Хроника лет